Рубрика: Практика автоматизации
Анастасия Кипер, менеджер по связям с общественностью
Компания "Хомнет Консалтинг"
__________________________________________________
Автоматизация финансового и бюджетного управления необходима любой организации. Реалии сегодняшнего дня предъявляют новые требования к контролю над денежными потоками, анализу прибыльности и рентабельности. В этой связи можно с уверенностью сказать, что именно система бюджетирования является тем инструментом, который позволяет быстро реагировать на любые внутренние и внешние изменения, координировать все стороны деятельности компании. Особенно актуальными стали задачи оперативного контроля, эффективного распределения денежных потоков и составления прогнозов.
На определенной ступени развития перед компаниями встает задача планирования и бюджетирования. Самым очевидным и простым выглядит ее решение с помощью электронных таблиц Microsoft Excel или другого подобного программного обеспечения. На первом этапе такой подход вполне может быть обоснованным. Автоматизация часто изменяющейся методологии - задача неблагодарная, а для того, чтобы методология управленческого учета и бюджетирования стала устоявшейся, должно пройти какое-то время.
Бизнес развивается, и по прошествии некоторого времени выполнять необходимые операции при помощи MS Excel становится сложнее. Тем не менее компании не торопятся переходить на специализированные системы. Их внедрение выглядит сложным, дорогим, и для руководства не всегда очевидны преимущества, которые предоставит подобное внедрение. Таким образом, MS Excel остается самой популярной системой автоматизации бюджетирования и финансового планирования.
«
В своих проектах мы регулярно сталкиваемся со следующей ситуацией: клиенты ведут бюджетирование в электронных таблицах MS Excel, при этом много данных переносится в Excel из "1С" вручную, что всегда требует больших временных затрат и достаточно трудоемко, - отмечает Вера Канаво, директор по развитию комплексных систем компании «Хомнет Консалтинг». -
При ручном вводе данных и их последующей корректировке всегда велика вероятность ошибок».
Кроме того, в Excel сложно хранить историю изменения бюджетов, неудобно организовывать совместную работу нескольких пользователей, ограничивать доступ к данным и т. д.
Чтобы избежать этих и многих других неудобств, компания «Хомнет Консалтинг»
рекомендует вести бюджетное управление в той же системе, в какой ведется учет.
Среди тиражных продуктов семейства «1С:Предприятие» блоком автоматизации бюджетирования обладает только «1С:Управление производственным предприятием 8». Правда, оно чаще внедряется в производственных компаниях. Но бюджетирование требуется и тем, кто работает на конфигурации «1С:Бухгалтерия предприятия 8».
С учётом этого в «Хомнет Консалтинг» существует два основных подхода к автоматизации бюджетирования на платформе «1С». Они характеризуются фиксированной стоимостью, краткими сроками выполнения, ну и, естественно, для каждого имеется оптимальный план работ.
Первый подход заключается в быстром внедрении типовой подсистемы
«Бюджетирование» продукта
«1С:Управление производственным предприятием 8». Второй - предлагает расширение возможностей типовой конфигурации
«1С:Бухгалтерия предприятия 8» дополнительным модулем
«Хомнет:Бюджетирование».
Далее рассмотрим оба варианта подробнее.
Подход № 1
Его основа - типовой проект внедрения подсистемы «Бюджетирование» конфигурации «1С:Управление производственным предприятием 8» ("1С:УПП")
Упомянутая конфигурация обладает широкими возможностями и входит список ERP-систем, призванных обеспечить комплексную автоматизацию. Подсистема «Бюджетирование» в "1С:УПП" предоставляет широкие возможности для ведения финансового учета в компании - начиная с заявок на расходование денежных средств и формирование ежедневного кассового плана и заканчивая консолидированными годовыми бюджетами компаний.
Компания «Хомнет Консалтинг» разработала собственную методологию внедрения подсистемы «Бюджетирование» конфигурации "1С:УПП" на основе имеющегося у неё многолетнего опыта. Методология призвана не только автоматизировать бюджет движения денежных средств (БДДС), но и продемонстрировать все возможности подсистемы, показать, как легко и оперативно можно работать с бюджетами.
В результате клиент получает автоматизированную систему бюджетирования, полностью настроенную и подготовленную для ведения БДДС.
Так как технология автоматизации бюджетов в подсистеме унифицирована, клиенты в последующем самостоятельно смогут выполнять автоматизацию других бюджетов, наращивать и усложнять методики планирования.
Типовой проект внедрения подсистемы «Бюджетирование»
При его разработке «Хомнет Консалтинг» стремилась создать удобную и простую методологию. В процессе осуществления данного проекта предусмотрено выполнение указанных ниже четырёх видов работ.
- Параметризация подсистемы (загрузка статей бюджетов, подготовка плана счетов и сценариев планирования).
- Настройка механизмов автоматического сбора факта.
- Обучение пользователей (работа со справочниками, технология планирования, сбор фактических данных, отчетность по бюджету, план-фактный анализ).
- Консультации для пользователей.
Проект внедрения начинается с исследования существующей в компании методологии бюджетирования. В рамках такого проекта предполагается, что она не представляет больших сложностей. Если при обследовании выявляется, что проект выходит за рамки типового, специалисты «Хомнет Консалтинг» дорабатывают функционал системы в соответствии со специфическими требованиями.
Далее выполняется первоначальная подготовка системы: вносится бюджетная модель, производится загрузка статей и настройка механизмов автоматического сбора фактических данных.
На уже введенной в систему бюджетной модели проводится обучение пользователей. Перед началом работы составляются индивидуальные инструкции для каждой пользовательской роли (в зависимости от набора должностных функций сотрудника заказчика).
После обучения сотрудников начинается этап эксплуатации: в систему заносится план на период и проводится сбор фактических данных. На данном этапе специалисты «Хомнет Консалтинг» оказывают консультации пользователям по возникающим вопросам и готовят их к дальнейшей самостоятельной работе с программой.
В результате внедрения данного проекта руководящий состав компании-заказчика получает:
- настроенный бюджет движения денежных средств компании;
- механизмы автоматического сбора фактических данных;
- широкие возможности для план-фактного анализа;
- набор стандартных отчетов, в который входят отчет по бюджету, план-фактный анализ, классические отчеты по плану счетов бюджетирования и дополнительные финансовые расчеты для индивидуальных показателей.
- обученных сотрудников, которые смогут расширять созданную модель как для текущего бюджета, так и для создания новых видов бюджета.
И ещё небольшой штрих к возможностям отчетности в подсистеме «Бюджетирование». Сравнительный отчет позволяет сравнивать не только план и факт за один период, но и различные планы по разным месяцам, а также плановые и фактические данные разных периодов (рис. 1 и 2)
Рис. 1. Настройка сравнительного отчета по бюджету
Рис. 2. Сравнительный отчет по бюджету
Сроки реализации
Отлаженная технология внедрения позволяет достаточно быстро достигать запланированного результата. Первую отчетность можно получить уже через 2-3 недели. Стоимость такого проекта составляет порядка 100 тыс. руб.
Плюсами проекта являются его фиксированная стоимость, короткие сроки внедрения и простота дальнейшего использования продукта. Есть и минус: проект ограничен внедрением БДДС.
Подход № 2
Здесь используется «Хомнет:Бюджетирование» – новое решение для планирования и анализа финансовых показателей предприятия.
«Хомнет:Бюджетирование» является разработкой компании «Хомнет Консалтинг» на платформе «1С:Предприятие 8». Продукт предназначен для планирования финансовых показателей, формирования различных бюджетов (в том числе бюджета движения денежных средств, бюджета доходов и расходов) и проведения план-фактного анализа.
Программа предоставляет финансовым службам предприятия методологическую основу для формирования различной отчетности, плановых показателей деятельности и может быть адаптирована к особенностям учета на конкретном предприятии. Система решает задачи краткосрочного и долгосрочного планирования таких показателей, как поток денежных средств, эффективность бизнеса, показатели прибыльности и др.
Рис. 3. «Хомнет:Бюджетирование». План-фактный анализ
Функциональные возможности системы таковы:
- настройка пользователем структуры показателей плановых данных;
- настройка правил получения фактических данных по сведениям из информационной базы для заданной структуры бюджета;
- ввод плановых данных по структуре бюджета;
- настройка правил планирования статей по бюджету;
- автоматическое заполнение плановых данных на основе существующих в системе плановых и фактических данных по различным правилам;
- сравнение плановых и фактических показателей, вывод отклонений;
- построение аналитических графиков по сравнению статей бюджета по различным данным - как плановым, так и фактическим (рис. 4);
- настройка и формирование отчетности по учетным данным системы;
- подготовка индивидуальной отчетности компании по настраиваемым формам.
Рис. 4. «Хомнет:Бюджетирование». Анализ бюджета. Построение аналитических графиков по сравнению статей бюджета по различным данным.
Рис. 5. «Хомнет:Бюджетирование». Анализ бюджета.
Система обеспечивает подготовку индивидуальной финансовой отчетности в соответствии с принципами учета предприятия и внутренней отчетности по различным показателям. Предусмотрено построение бюджетов по разнообразным разрезам и правилам, а также планирование показателей исходя из учетных и плановых данных других периодов. Можно проводить сравнение данных планирования с фактическими учетными данными.
Перечислим ещё основные особенности конфигурации.
Гибкие возможности настройки. Система легко подстраивается под особенности учетной политики каждого предприятия.
Построение бюджетов. Решение позволяет формировать бюджеты по настраиваемым пользователем разрезам с различными вариантами и разной детальностью планирования. Само планирование бюджетов производится вручную или на основе плановых и фактических данных по различным настраиваемым правилам.
Отчетность. Конфигурация предоставляет широкие возможности для построения произвольных отчетов, настраиваемых пользователем.
Простота внедрения. Благодаря гибким и удобным возможностям настройки система может быть внедрена за короткий срок.
Методология внедрения «Хомнет:Бюджетирования»
Конфигурация «Хомнет:Бюджетирование» является дополнением к типовым программным продуктам фирмы «1С» для ведения бухгалтерского учета или продуктам на их основе.
«
Такие немаловажные факторы, как простота использования, удобство интерфейса, часто недооцениваются при разработке современных информационных систем, - считает ведущий эксперт «Хомнет Консалтинг» Евгений Ядыкин. -
При разработке системы мы в основном ориентировались на пользователя».
Система «Хомнет:Бюджетирование» является программно-методологическим комплексом и включает в себя непосредственно программный модуль, типовые пользовательские настройки и методику внедрения. Методика состоит из указанных ниже трёх основных этапов.
- Установка модуля на рабочую конфигурацию.
- Загрузка списка статей бюджета движения денежных средств из электронных таблиц MS Excel.
- Обучение и консультирование пользователей.
Таким образом, «Хомнет:Бюджетирование» является удобным механизмом автоматизации бюджетирования на основе «1С:Бухгалтерия предприятия 8» и не требует больших временн
ых затрат. Проект может быть реализован за 3-4 недели. Стоимость его составит около 100 тыс. руб.
Плюсы перехода на «Хомнет:Бюджетирование» примерно те же, что для варианта с "1С:УПП": фиксированная стоимость всего программно-методологического комплекса, который включает в себя программный модуль, типовые пользовательские настройки и методику внедрения; краткие сроки и простота внедрения; простота дальнейшего использования продукта. Добавим ещё наличие подробных пользовательских инструкций. В качестве минуса можно отметить тот факт, что решение предназначено для работы только с конфигурацией «1С:Бухгалтерия предприятия 8».
***
Предлагаемые подходы удовлетворяют основным требованиям к системам автоматизации финансового и бюджетного управления. Для каждой компании "Хомент Консалтинг" предлагает наиболее подходящий вариант. Вы удивитесь, но автоматизация бюджетирования может быть простой и быстрой!
Источник: "Бухгалтер и компьютер" №6, 2009 год